Нововведення на залізничному транспорті. Архів

XII.2013р. - Под контролем компьютера. Новая система геодезического мониторинга позволит снизить риски возникновения техногенных аварий на железнодорожном транспорте.

В Петербургском государственном университете путей сообщения (ПГУПС)  кафедрой «Инженерная геодезия» разработана информационная система автоматизированного геодезического мониторинга деформаций транспортных сооружений.

Новшество позволяет в режиме реального времени осуществлять контроль и прогнозировать техническое состояние путепроводов, виадуков и других сложных инженерных объектов.

Созданная информационная система способна работать круглосуточно, обрабатывая данные, полученные от закреплённых на транспортных сооружениях датчиков. В качестве таких измерительных устройств можно использовать, высокоточные инклинометры, акселерометры, роботизированные тахеометры, метеостанции, спутниковую геодезическую аппаратуру и другие приборы.

Все поступающие от них сведения о состоянии объектов записываются и анализируются в компьютере в автоматическом режиме. Для доступа пользователей к системе учёные разработали специальное web-приложение, основанное на технологии клиент-сервер, что позволяет распределить функции обработки данных между несколькими независимыми компьютерами в сети. Такое решение значительно упростило обслуживание вычислительной системы.

Вся полученная от измерительных приборов информация хранится на защищённом сервере, обеспеченном контролем полномочий доступа. Использовать его ресурсы могут клиенты с разными аппаратными платформами и операционными системами.

Программное обеспечение мониторинга, находящееся на сервере, осуществляет связь с датчиками и контролирует их работу. В процессе обработки данных вычисляются геометрические параметры объектов инфраструктуры и выявляются причины их изменений.

В конечном счёте на компьютере создаются графики и файлы с отчётами о координатах и смещениях во времени и пространстве контролируемых точек сооружений. Такая информация позволяет специалистам судить о состоянии транспортных инженерных объектов в динамике.

В случае обнаружения датчиками каких-либо критических явлений на сооружениях (например, трещин в грунте или подвижек устоев мостов) отчёт об этом автоматически по электронной почте или телефону направляется должностным лицам для принятия оперативных решений по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря этому появляется возможность значительно повысить безопасность использования объектов инфраструктуры.

Внедрение данной информационной системы геодезического мониторинга в отрасли позволит снизить риски возникновения техногенных аварий на железнодорожном транспорте, а также заметно сократить расходы на эксплуатацию и страхование сложных инженерных сооружений.

Джерело інформаціі: Стрельцов А. Под контролем компьютера //Гудок.– 2013.– № 158. – 6 сентября. – С.6.


XII.2013р. - Проверка на ходу. Разработки специалистов научного центра «Мобильные системы диагностики», Санкт-Петербург

Контроль параметров работы проводов и опор контактной сети необходим для обеспечения безопасности движения на магистралях.             Ведется он на действующих линиях, по которым регулярно следуют поезда. Измерения, выполняемые вручную, неэффективны, затратны, а также дают недостаточно точные результаты.

Для измерения профиля и площади изношенной части сечения провода создан мобильный комплекс мониторинга состояния контактной сети, в состав которого входит лазерная быстродействующая система диагностики контактного провода «Износ», с ее помощью одновременно определяются различные дефекты подвески (перевороты провода, наклон зажимов и т.д.). Суть работы прибора заключается в подсветке провода лазером и приёме отражённого сигнала телевизионными камерами. После обработки полученных данных компьютер восстанавливает на экране сечение провода и отображает его 3D-модель. Преимущество – новшество может работать при температурах от -10 до +40 градусов в любое время суток.

Данную систему диагностики, можно применять в составе вагонов-лабораторий, а также в системах контроля параметров контактной сети, устанавливаемых на автомотрисах. Все измерения проводятся при скорости движения вагона-измерителя до72 км/чс погрешностью не более 3 кв.мм.

 «Телекс-2» – портативное устройство для измерения параметров контактной сети, весящее около5 кг., предназначено для определения высоты подвеса провода над уровнем головок рельсов и его смещения относительно оси токоприёмника локомотива. Работы могут выполняться в процессе пешего обхода участков пути, что позволяет вести мониторинг на линиях, где нет вагонов-лабораторий.

Полученные данные отображаются на жидкокристаллическом индикаторе устройства. На одно комплексное измерение требуется не более 5 секунд. Применение такой техники позволяет повысить оперативность мониторинга объектов инфраструктуры.

Комплекс видеоконтроля – разработан для диагностики состояния компенсирующих устройств и заземления опор контактной сети. Входящие в него камеры располагаются на бортах вагона-лаборатории в двух направлениях. Это обеспечивает тщательный осмотр арматуры при проезде участков даже на скоростях до160 км/ч.

Съёмка ведётся не более чем через один метр пути. Видеокамеры системы контроля состояния заземляющих устройств можно располагать под кузовом вагона поезда, движущегося со скоростью до350 км/ч. Вся информация записывается на магнитные и электронные носители ЭВМ, а также отображается на экранах мониторов.

Помимо указанных приборов в состав системы мониторинга контактной сети входит и другое оборудование. В общей сложности диагностический комплекс, предназначенный для размещения в вагоне-лаборатории, состоит из 30 различных подсистем, контролирующих свыше 50 параметров контактной сети.

Внедрение данной разработки повысит качество оперативного контроля состояния объектов инфраструктуры. Это особенно важно в условиях, когда увеличивающаяся нагрузка на железнодорожные линии при растущей скорости движения поездов постоянно ужесточает требования к контактной сети.

Джерело інформаціі: Стрельцов А. Проверка на ходу //Гудок.– 2013.– № 167. – 19 сентября. – С.4.


VIII.2013р. - В каждой стране безбилетников ловят по-своему

Забайкальская магистраль провела опрос уроженцев края, которые сейчас живут в других странах.

США:

В Штатах поезд – это очень дорогой транспорт, самолётом летать дешевле. На пассажирских поездах ездят фанаты. Электрички не особо дорогие, но есть далеко не везде. Часто электрички соединены с метрополитеном.

А «зайцы» есть везде. Хоть и стоят турникеты на входе, которые нельзя миновать. Но и тут жульничают – покупают билеты на две остановки, а едут три. Но в электричках часто ходят контролёры – обычно на подъездах к популярным станциям. Поэтому проехать десять остановок до города, имея в руке билет только на две остановки, проблематично.

Латвия:

Ходит здесь всего несколько электричек и три пассажирских поезда Безбилетникам в пригородных поездах нанесён «сокрушительный удар».

Армия из 60 кондукторов заняла оборонительные позиции в вагонах электричек, следующих по маршруту Рига – Юрмала – Тукумс. Нововведение себя оправдывает, несмотря на расходы на зарплаты и обучение кондукторов. Сначала поток пассажиров резко снизился, но затем восстановился. Количество безбилетников сведено практически к нулю. Кроме того, из электричек исчезли традиционные бомжи и алкоголики, доставлявшие пассажирам немало неудобств. И теперь у Latvijas dzelzcels есть свой представитель в каждом вагоне, пассажир может высказать претензии и пожелания непосредственно кондуктору.

Если пассажир не купил билет на станции, кондуктор продаст ему билет в электричке с 50-процентной наценкой. Исключением являются случаи, если пассажир садится на станции, где по каким-то причинам касса закрыта.

Канада:

В Канаде железная дорога предназначена – в основном для грузовых перевозок. Поезд для канадца  это –дорого (почти в два раза дороже, чем автобус), долго и неудобно. Проверяют билеты в самом поезде. Кондуктор сканирует распечатанные билеты, либо прямо с телефона (твоего) считывает.  

Из-за дороговизны проезда по железной дороге, канадцы передвигаются на автобусах, автомобиле, личном или с попутчиками, так как считают, что это дешевле и безопаснее.

Германия:

Турникетов нет, но штраф для «зайцев» предусмотрен в размере 40 евро или производится запись в досье в полиции. Это серьёзное нарушение, которое может иметь дальнейшие юридические последствия.

Есть билеты выходного дня и так называемые земельные билеты, или региональные. За 32 евро можно впятером кататься весь день на простых поездах. Умельцы ездят по несколько раз на окраину города – берут с собой по несколько человек, которым надо в эту сторону, и так зарабатывают. Их уже контролёры в лицо знают, но они не нарушают ничего.

В экспресс-поездах, где дорогие билеты, есть кондуктор, который контролирует наличие билета у каждого входящего пассажира.

Материал стал победителем конкурса публикаций дорожных газет за май в номинации «Редакционная находка».

Джерело інформаціі: Сластина Е. «Заяц» и в Африке «заяц» //Гудок.– 2013.– № 101.– 19 июня – С.8.


VIII.2013р. - Корректировщик одиночных шпал (КОШ) способен заменить целую бригаду

В путевой машинной станции № 113 на станции Лоста Северной дороги начались испытания корректировщика одиночных шпал.

Опытный образец, сконструированный изобретателем из Кишинёва Михаилом Матвеенко, представляет собой самоходную машину на рельсовом ходу, оснащённую гидравлическим оборудованием для корректировки положения шпал (производитель «S.A.Mamid-2»). Применять её планируется в основном при укладке пути, пока рельсошпальная решётка ещё не засыпана щебнем.

В процессе складирования и транспортировки решётки, собранной на базах ПМС, железобетонные шпалы практически всегда смещаются относительно рельсов, и когда путь уложен, приходится вручную поправлять сбившиеся шпалы, а это довольно трудоёмкая работа.

Монтёры пути делают это не всегда качественно. Иногда во время «окна» сбившиеся шпалы поправляют в спешке вручную и на глазок, что затрудняет дальнейшую работу выправочных путевых машин, особенно современных, высокотехнологичных.

Для выравнивания сдвинутых шпал сначала нужно их расшить, затем ручными домкратами приподнять рельсы и только потом сдвинуть шпалы ломами. (КОШ) делает это без предварительной подготовки. Всю работу выполняет один оператор с помощью тумблеров и кнопок пульта.

Михаил Матвеенко дооснастил своё детище устройством для рихтовки рельсошпальной решётки, идёт доводка соответствующих узлов. КОШ сможет поправлять не только отдельные шпалы, но и передвигать весь путь влево-вправо. Его расчётная производительность – около                  1 км/ч.

Машина заменяет целую бригаду из 4–6 человек.

К работе практически готов и более совершенный комплекс – машина для регулировки эпюры шпал – МРЭШ, которая проводит сплошную корректировку всех шпал в автоматическом режиме с точностью до1 см. Осталось испытать эту машину в условиях технологического «окна».

Джерело інформаціі: Порецкий Н. КОШ для ровности хорош //Гудок.– 2013.– № 106.– 26 июня – С.2.


VIII.2013р. - Точное место подземного обрыва связи можно определить из космоса

Долгий поиск обрывов кабеля нередко приводит к сбоям в движении поездов. Но есть способы значительно ускорить устранение повреждений.

Раньше чтобы определить место повреждения кабеля, выкопать его и отремонтировать неисправную муфту, бригадам Хабаровского регионального центра связи не хватало и суток. Сейчас это время сократилось в среднем до 11,4 часа.

Безошибочно находить под землёй муфты связистам помогает GPS-навигатор. Использовать этот прибор, до минимума снижающий погрешности при определении места повреждения, удаётся ещё не везде. Чтобы оперативно найти любую из сотен муфт, расположенных на 2,6 тыс. км кабельных коммуникаций Хабаровского РЦЗ, необходимо сначала составить графическую модель всей кабельной сети.

Навигационные технологии применяются для поиска под землёй кабельных муфт и в Челябинском региональном центре связи Южно-Уральской дороги. Челябинцы пошли ещё дальше хабаровцев: при плановых работах вместе с муфтами укладывают в грунт маркеры, издающие резонансный сигнал с частотой 101,4 кГц. Это позволяет определить положение трассы с точностью до нескольких сантиметров.

Стоимость одного маркера – около 700 руб.

Джерело інформаціі: Торба А. Здесь не копать //Гудок.– 2013.– № 114.– 8 июля – С.4.


VIII.2013р. - Двухэтажные вагоны вместительны и экономичны

В ЗАО «Трансмашхолдинг» входит Тверской вагоностроительный завод, где приёмочная комиссия, в которую вошли представители ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК), ОАО «РЖД», Роспотребнадзора, Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены, проектно-конструкторского бюро пассажирского хозяйства, регионального центра стандартизации и метрологии и других организаций, рассмотрела результаты разработки двухэтажных пассажирских вагонов и вынесла решение о начале их производства. Были рассмотрены опытные образцы вагонов и их компонентов, результаты испытаний, конструкторскую и эксплуатационную документацию и приняла решение разрешить производство четырёх модификаций вагонов – купейного, СВ, штабного и вагона-ресторана.

Поезда будут работать на маршруте Адлер – Москва.

В соответствии с договором, который был заключён между вагоностроительным заводом и ФПК в декабре 2010 года, предприятие в течение 2013 года построит 50 двухэтажных вагонов – 38 купейных, 4 штабных, 4 CВ и 4 вагона-ресторана.

Повышенная пассажировместимость двухэтажных вагонов (до 64 спальных мест в вагоне с четырёхместными купе), а также применение в их конструкции малообслуживаемых узлов и агрегатов позволит существенно снизить эксплуатационные расходы и благодаря применению энергосберегающих технологий на 35–40% будут снижены энергозатраты.

Джерело інформаціі: Вьюгин И. Взгляд свысока//Гудок.– 2013.– № 73.– 25 апреля. – С.2.


VIII.2013р. - Внедрять светодиоды необходимо с осторожностью

В ОАО РЖД на правительственном уровне принято решение по снижению затрат на электроосвещение путём использования энергосберегающих ламп на основе светодиодов. Однако применение таких приборов должно быть весьма осторожным.

Специалисты ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора исследовали влияние различных видов освещения на психофизиологическое состояние машинистов. Оказалось, что белые светодиоды снижают работоспособность и повышают утомляемость людей в два раза.

Обладающие большой светимостью, такие приборы оказывают сильное слепящее воздействие. По этой причине человек больше устаёт.

Проведённый учёными ВНИИ железнодорожной гигиены анализ различных концепций построения светодиодных приборов показал, что необходимо разработать лампы на базе модуля с синими кристаллами и интегрированным в него блоком питания с удалёнными люминофорами. В нём также должен применяться новый теплопроводящий конструкционный материал.

Такой подход позволит получить максимальную светоотдачу при минимальных потерях энергии в цепи питания. Кроме того, снизятся электромагнитные помехи, улучшатся экологические характеристики приборов. Подобная концепция должна стать основой для построения систем освещения различных транспортных объектов.

Джерело інформаціі: Иванов В. Здоровая концепция//Гудок.– 2013.– № 88.– 28 мая. – С.4.


VIII.2013р. - В отрасли испытали новую систему обогрева депо

В 2012 году в газете «Гудок» рассказывалось о разработанном специалистами компании «Инновационные транспортные технологии» (г. Санкт-Петербург) устройстве «Молекулярный модификатор топлива», который позволяет экономить до 15% горючего, наполовину снижает токсичность выбросов в атмосферу и на 20% сокращает расходы на техническое обслуживание.

Такой эффект достигается благодаря разработанной учёными технологии изменения химических, физических и эксплуатационных характеристик углеводородного топлива под воздействием электрического поля. Причём оно обрабатывается в установке непосредственно перед подачей в камеру сгорания двигателя.

После воздействия электрическим полем у топлива понижается температура воспламенения и значительно возрастает теплота сгорания. В ходе многочисленных экспериментов специалисты института установили, что при использовании молекулярного модификатора уменьшаются также вибрации и акустические шумы при работе двигателя.  Кроме того проиисходит очищение его форсунок и клапанов от нагара вследствие увеличения компрессии.

Суть инновации – жидкое углеводородное топливо перед подачей в котлы обрабатывают импульсами переменного электромагнитного поля.

В результате повышается теплоотдача горючего, что позволяет получить большую экономию энергоресурсов. Нынешней зимой новшество испытали на Октябрьской железной дороге.

В течение отопительного сезона молекулярный модификатор применяли в котельных станций Выборг-пассажирский, Витебск-сортировочный и Санкт-Петербург-Финляндский.

Испытания показали, что данная технология позволила снизить расход топлива на обогрев производственных помещений на 3–5%. По данным отраслевой системы АСКУ ТЭР, до использования новых устройств для выработки 1 Гкал требовалось123 кгмазута, а после их применения –109 кг. Также сократились эксплуатационные затраты на ремонт оборудования, поскольку в котлах стало меньше сажи и их стало проще чистить. Кроме того, улучшились рабочие характеристики оборудования котельных, уменьшилось выделение угарного газа в атмосферу. По словам одного из разработчиков молекулярного модификатора, первые результаты проверки новшества подтвердили целесообразность его широкого применения в отрасли в рамках программы ресурсосбережения.

По предварительным расчётам сотрудников института, срок окупаемости установки составляет в среднем от 6 до 14 месяцев при интенсивной эксплуатации транспортного средства. При этом учитывался только эффект от снижения расхода топлива, поскольку для определения точных параметров увеличения ресурса двигателя и размеров снижения эксплуатационных затрат необходимы исследования в течение более длительного периода.

Джерело інформаціі: Стрельцов А. Экономный импульс //Гудок.– 2013.– № 70.– 22 апреля. – С.1.
Стрельцов А. На молекулярном уровне//Гудок.– 2012.– № 197.– 30 октября. – С.4.
Выпуск 30.10.2012


VIII.2013р. - Вагоны-лубрикаторы будут работать общим парком на полигоне от Новосибирска до Владивостока

На совещании с участием представителей ЗСЖД, КрЖД, ВСЖД, ЗабЖД и ДВЖД решено организовать курсирование вагонов-рельсосмазывателей общим парком в составе скорых и пассажирских поездов.

Речь идёт о формировании межрегиональной технологии лубрикации рельсов, что позволит эффективнее использовать дорогостоящие вагоны-рельсосмазыватели. Их работа общим парком полностью обеспечит смазывание рельсов в кривых участках пути, что снизит износ колёс и рельсов.

Применить эту технологию стало возможно только сейчас. Ранее для данных работ использовались локомотивы-рельсосмазыватели, которые обслуживали локомотивные бригады, выделялась специальная нитка. Вагоны-рельсосмазыватели, включаются в состав поездов и обеспечивают более качественную лубрикацию.

За последние два года ВСЖД получила 10 новых вагонов-рельсосмазывателей. Для эффективного их использования в структуре центра создан участок лубрикации.

В целом за 2012 год экономическая эффективность от использования вагонов-рельсосмазывателей превысила 25 млн руб. Кроме того, в кривых радиусом менее300 минтенсивность износа рельсов снижена на 30%, в кривых радиусом 300–500 м – на 60% по сравнению с 2011 годом.

Джерело інформаціі: Кузнецов Б. Все вместе //Гудок.– 2013.– № 80.– 16 мая. – С.1.


VIII.2013р. - Новые технологии на подмосковных платформах

В 2013 году на Московской железной дороге будут введены в эксплуатацию шесть платформ, при модернизации и строительстве которых используются новые технологии.

Впервые пилотный проект высокой береговой железнодорожной пассажирской платформы модульного типа с использованием несущих конструкций и настила из стеклокомпозитных материалов был реализован на остановочном пункте Ржевская Московской железной дороги в 2010 году. При производстве работ существенно изменены конструкции платформы.

Новые пассажирские платформы станут сооружением из модулей, каждый из которых представляет собой клеть из продольных и поперечных балок, накрытых сплошным настилом. Бетонным останется только основание платформы, все элементы конструкций будут выполнены из стеклокомпозитных материалов, а вместо асфальтового покрытия или тротуарной плитки применён сверхпрочный экологически чистый материал на основе стекловолокна и полиэфирных смол. В едином стиле из стеклокомпозитных материалов будут смонтированы все элементы платформ: ограждения, скамейки для пассажиров...

Стеклопластик не скользит, прочен, очень долго сохраняет свой первоначальный вид. Полимерное покрытие, в отличие от железобетонных платформ, более стойко к атмосферным явлениям, коррозии, гниению и выгоранию. Его использование продлевает срок эксплуатации на несколько лет (производитель композита гарантирует 60 лет эксплуатации). Это значит, что можно будет значительно реже проводить ремонтные работы, и в течение всего срока службы не потребуются значительные расходы на реконструкцию объектов.

Джерело інформаціі: Городнов А. Эти стойкие полимеры//Московский железнодорожник.– 2013.– № 20.– 24 апреля. – С.3.